Сталь Анатольевич Шмаков
(1931-1998)

      Ученый и педагог, профессор, академик Сталь Анатольевич Шмаков (1931-1998) был одним из тех, чьи идеи легли в основу стратегии фонда "Социально-духовное развитие". На протяжении ряда лет он являлся наставником руководителя фонда Николая Ивановича Бирюкова, который и сейчас считает его своим Учителем

      "Русская, советская, славянская педагогика К. Ушинского, И. Ульянова, Л.Толстого, героя-педагога Януша Корчака, А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Москаленко и С.Шмакова (липецкая школа) сделали очень много и признаны всем миром ". Газета "Советская Россия", 20 августа 1998 года. Педагогические открытия - явление редкое. К педагогическим открытиям С.А. Шмакова следует отнести:
  - разработку теории досуга молодежи и его педагогических основ;
  - системное исследование игры - феномена культуры;
  - создание концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени;
  - использование ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности;
  - создание концепции учебных творческих сборов;
  - системное рассмотрение традиционных праздников учащихся;
  - исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул;
  - создание концепции взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей со школой и личностью.
С.А. Шмаковым написано более тысячи статей по проблемам детства, культуры, социальной жизни людей и т.д., опубликованных в центральной и местной печати:
  - "Известия"
  - "Комсомольская правда",
  - "Литературная газета",
  - "Социалистическая индустрия",
  - "Учительская газета",
  - "Советская культура",
  - "Педагогический калейдоскоп",
  - "Советская Россия",
  - "Пионерская правда",
  - "Липецкая газета",
  - "Молодежный вестник",
  - "Липецкое обозрение",
  - "Золотой ключик" и др.

  - С.А. Шмаков родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске, в семье служащих (экономистов).   - В 1944 г. в возрасте 13 лет по иронии судьбы стал старшим вожатым пионерского лагеря им. К. Заслонова, затем - старшим вожатым школы №30 г. Новосибирска.   - В 1948 г. окончил мужскую школу и поступил на факультет русского языка и литературы Новосибирского государственного педагогического института, окончил его экстерном и перевелся на факультет истории и психологии.   - С 1952 но 1955 г.г. работал преподавателем русского языка, литературы, истории, психологии, логики, завучем и директором Северной средней школы Северного района Новосибирской области.   - В 1954 г. вышла первая книга С.А. Шмакова - "Использование наследия А.С. Макаренко".   - С 1955 no 1958 г.г. учился в аспирантуре у члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР, профессора Ю.В.Шарова, защитил диссертацию "Ролевые игры в деятельности пионерской организации".   - В 1957 г. разработал проект и концепцию Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок". Лагерь открыт в 1961 г.   - В 1961 г. работал в Финляндии , создавал пионерскую организацию "Молодая Трава Суоми".   - С 1963 г. работал в Липецком государственном педагогическом институте доцентом, деканом, заведующим кафедрой, профессором.   - С 1958 по 1992 г.г. был членом редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ "Вожатый".   - С 1963 по 1993 г.г. руководил педагогическим клубом студентов и учителей Липецкой области "Радуга".   - С 1974 г. работал в средней школе № 24 г. Липецка учителем специальных предметов, с 1976 г. по 1991 г.г. руководил лабораторией "Досуг школьника" на базе школы. № 24. На материалах экспериментальной работы школы защищено 5 кандидатских диссертаций (В.В. Дружинин, Ю.П. Канищев, О.А. Панченко, Л.И. Иванова, Л.А. Затуливетер), 12 дипломных работ (Н. Воронина, И. Апет и другие).   - В 1975 г. разрабатывал, куририровал проект строительства круглогодичного лагеря НЛМК "Прометей", готовил концепцию его деятельности.   - В 1976 г. выступал с лекциями в университетах Чехословакии и Польши.   - С 1985 г. С.А. Шмаков заведовал кафедрой теории и методики воспитательной работы, социальной педагогики ЛГПИ.   - В 1992 г. создал проект, по которому работали Российская газета "Педагогический калейдоскоп" и издательство "Новая школа" (1-е место среди педагогической прессы России, 1995 г.).   - В 1996 г. участвовал в создании проекта российского педагогического журнала "Мир образования" (1-е место среди педагогических журналов, России, 1998 г.).   - С 1996 г. был председателем экспертного совета Госкомитета России по делам молодежи по вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подростков, молодежи, поддержки инновационных программ и проектов. За активную работу по воспитанию подрастающего поколения С.А. Шмаков был награжден 48-ю правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР. Он лауреат премии В. Скороходова в области журналистики (1984 г.), Я. Корчака (1988 г.), К.Д. Ушинского (1991 г.), А.С. Макаренко (1988г.). - В 1991 г. С.А.Шмакову было присвоено высокое звание "Заслуженный учитель России".


Вечнозеленое поле любви и игры

      Все чаще говорят, что старая гуманистическая культура уходит безвозвратно, и наступает век прагматиков, компьютеров, роботов, клонированных гениев. Но почему же так популярны не только интеллектуальные игры, но и пошловатое "Поле чудес", и заимствованный "О, счастливчик", и родной бессмертный КВН, и еще более бессмертная, несмотря на все гонения, игра в подкидного дурачка? А наркотическая страсть современников к компьютерным играм и виртуальным приключениям? Разве это не доказательство фундаментальности закона, сформулированного поэтами разных эпох, - "Весь мир игра, все люди в нем - актеры"?
      К сожалению, умирают кумиры детства - гении игры.Одним из самых ярких среди них был постановщик феерически-романтических массовых игр, одаренный учитель, режиссер, поэт, музыкант, философ, журналист, теоретик и воодушевитель игровой педагогики Сталь Анатольевич Шмаков, которого в городе его молодости Новосибирске по-прежнему называют Сталь Нержавеющий. В этом году ему бы исполнилось 70 лет. Этой прекрасной дате сибиряки и посвятили первые Шмаковские чтения, которые надеются сделать Всероссийскими и традиционными. НИПКиПРО организовал специальный выпуск журнала "Сибирский учитель", посвященный своему выдающемуся земляку - "известному российскому ученому, основоположнику сибирской школы игровой педагогики", выставку работ Сталя Анатольевича и его многочисленных учеников, научно-практическую конференцию "Игра. Творчество. Досуг", где работа секций была организована по- шмаковски изобретательно и остроумно. Причем интересны были не только доклады учеников Шмакова - теперешних профессоров, но и "внучатого поколения" педагогов, использующих шмаковские методики и игры в освоении Интернета. Идеи Шмакова живительно питают все древо педагогики, его принцип организации детской жизни "Деятельность. Общение. Игра" наконец-то перестал быть крамольным даже для ортодоксальных приверженцев Коменского. Другое дело, что далеко не все педагоги понимают и любят игру, сами не умеют играть и не пускают игру в школу, в класс. Но среди многих сотен собравшихся на день рождения Сталя Нержавеющего таких бесталанных не было...
      Как же многогранна, лучиста была личность этого человека, если и сегодня он живет в каждом своем ученике! Все так же звучен и доброжелателен голос его студентки и друга Людмилы Егоровой, продолжающей в свои "далеко за 60" работать в школе, мягким юмором Сталя окрашена речь его студента, теперешнего ректора НИПКиПРО профессора Василия Синенко, заслуженного учителя России, чутким вниманием к собеседнику и готовностью поддержать обращает на себя внимание его ученица, профессор Нелли Аникеева, создавшая собственную игровую педагогику. Душою праздника стала воспитанница педкласса, созданного Шмаковым впервые в России в 10-й новосибирской школе (а класс программистов - тоже первый - создал в тот "оттепельный год" будущий академик Андрей Ершов), первая вожатая начальных классов, а теперь известная в России методист, доцент, автор нескольких пособий для воспитателей и классных руководителей Марина Коган.
      ...Молоденький выпускник Новосибирского пединститута работал в глухой заболоченной тайге в селе Северном, куда ссылали "врагов народа", и - самое страшное - детей, чьи родители приговаривались к расстрелу по зловещей "политической статье".
      Позже, в Липецке, изгнанный все той же системой из Новосибирска, будучи уже профессором, Сталь Анатольевич вспомнит пережитое: "В каждой партии были дети без родителей. Мальчики и девочки из разоренных человеческих гнезд. Ссыльные дети с изувеченной судьбой. В лагерях и тюрьмах, в специальных детских домах таких все же одевала, обувала, пусть в отрепья, их кормила и поила, не уточняю чем, могущественная система ГУЛАГа. В ссылке же они были предоставлены самим себе".
      "Ссыльные дети не потерялись в жизни. Все они выучились. Есть даже доктора наук, доценты, кандидаты. Есть просто хорошие люди. Они состоялись", - скажет Сталь, побывав на встрече со своими первыми учениками в Санкт-Петербурге. А в Новосибирске, где друзья впервые собрались без него, стало очевидно, что состоялись - так же ярко и талантливо, предельно отдав себя детям, науке, миру, другим людям, близким и дальним, все, кто ощутил мощное притяжение нравственного и духовного поля Нержавеющего Сталя.
      ...Говорят, он особенно любил апрель - и именно в апреле минувшего года его не стало. Не стало Сталя - какая несуразица! Я горюю особенно: он так нужен моим внучатам, погруженным в компьютерные игры, в которых сплошь стрельба, погоня и насилие. Сталь сумел бы организовать противостояние такому одичанию. Вспоминаю "Письма не о любви" Шкловского: "Нужно личное овладение тайной машин, нужен новый романтизм, чтобы они не выбрасывали людей на поворотах из жизни". Мне же думается - сейчас особенно нужен новый Шмаков. Или - чтобы мы не расставались со Сталем Анатольевичем ни в классе, ни в семье, ни в лагере или путешествии. Он оставил нам прекрасное наследство, надо лишь умно и добро им распоряжаться.

Галина ФРОЛОВА
Новосибирск


Романтик нашего времени

      М.С. Коган, доцент кафедры социализации личности и психологии воспитания НИПКиПРО

      Ушел из жизни Сталь Анатольевич Шмаков...
      Не могу поверить в эти слова, не могу свыкнуться с этой мыслью... Ведь со Сталем Анатольевичем ассоциируется другое: нестареющий, «нержавеющий» (как он сам себя в шутку называл), неунывающий, неугомонный Сталь! И вдруг — все это в прошедшем времени. Да, время несется стремительно — и уходят из жизни любимые, надежные, ведущие, оставляя о себе память...
      Сталь Анатольевич, великий педагог России, состоялся, вырос, обрел крылья и многочисленных друзей, учеников, поклонников в Новосибирске. Именно в Новосибирске многое было сделано впервые, что затем было подхвачено и распространилось по всей стране. С именем Сталя Анатольевича связаны открытия в педагогике детского движения, исследования педагогических возможностей игры, педагогика досуга. Именно в Новосибирске осуществлялась идея организации зимних детских лагерей как сбора оптимистов пионерского движения, по-шмаковски: вдохновенно, доброжелательно, ярко, необыкновенно, с выдумкой. Здесь, у нас в Новосибирске, впервые в стране были организованы под руководством Сталя Анатольевича тренировочные сборы для студентов-вожатых, выезжающих на педагогическую практику в летние лагеря. И, конечно, они проходили по-шмаковски — психологически целесообразно, интеллектуально-стимулирующе, творчески, насыщенно, а главное с большим педагогическим потенциалом, с ощутимыми результатами.
      Именно в Новосибирске в средней школе № 10 в 1961 году был организован первый в стране педагогический класс, и разработчиком идеи, программы, технологии работы был ассистент кафедры педологии НГПИ Шмаков. Эти годы до сих пор с волнением и доброй памятью вспоминают все учащиеся-педклассовцы. Об этом свидетельствует встреча «Тридцать три года спустя», которая состоялась в Новосибирске в 1997 году.
      А парад, посвященный 40-летию пионерской организации, на площади им. Ленина в 1982 году! Это зрелище просто незабываемое: Сталь Анатольевич на белом коне объезжает колонны демонстрантов, рапортует, приветствует... А многочисленные праздники, фестивали, слеты — с размахом, красочно, интересно! А флаг на балконе его квартиры (сигнал всем, что хозяин дома и можно зайти)! Еще можно о многом вспомнить. Это удивительный человек, наш Сталь, — романтик, увлекающий и увлеченный.
      В моей жизни Сталь Анатольевич занимает особое место. До последних дней мы переписывались. Письма приходили регулярно, а еще разные знаки внимания: книжки, буклеты, вырезки из газет и т.д. Я с гордостью могу говорить, что принадлежу к большому клану его многочисленных учеников и последователей. Его щедрого сердца и большой души хватило на многое и многих. Мне, девчонке из далекого прошлого, он помогал советами, участием, поддерживал идеи, радовался успехам, откликался на просьбы.
      В феврале 1998 года по нашей инициативе на базе НИПКиПРО был организован мастер-класс профессора Шмакова. Незабываемая эта была встреча с мастером, потрясающе открытая. «Кладезь идей», «творческая лаборатория», «вечный двигатель», «мастерская ДДД — доброты, движения, дела», «живительный колодец» — так отзывались об этой встрече участники, педагоги городов Сибири, Новосибирской области. До сих пор на кафедре хранятся видеосюжеты об этой встрече, памятные фотографии, газеты, книги.
      Сталь Анатольевич очень любил наш город. Его приезды всегда были связаны с посещением родных мест, встречей с друзьями. Каждый день пребывания в Новосибирске был расписан по минутам.
      Помню, как сопровождала его по ул. Владимирской. Свернули в проулок к неказистому деревянному домику. Нас встретила пожилая женщина, которая помнила и Сталя Анатольевича, и его родителей. Какая это была встреча! Я не переставала удивляться, как ему были дороги эта память, эти люди, вещи, строения, которые напоминали те далекие времена. Он любил бродить по старым улицам; он мечтал съездить в п. Северное, где начиналась его педагогическая биография. И мы все были уверены, что поедем вместе...
      Совсем недавно по его просьбе мы послали наши последние издания, аудиокассеты (звуковые страницы его встреч) и в подарок — видеоклип о Новосибирске. Как радовался Сталь Анатольевич! Писал, что это для него «глоток воздуха», «праздник памяти», «удивительные и неповторимые минуты счастья». Он был очень признателен за эти «вещдоки» нашей памяти, наших чувств, нашего взаимопонимания и взаимодействия во имя преданности идеям гуманистической педагогики.
      На кафедре есть фотоуголок, где расположены фотографии, которые согревают, вдохновляют, радуют. Здесь портрет Сталя Анатольевича. Он с нами вчера, сегодня, завтра — навсегда!

М.С. Коган
ученица, коллега, друг с 1959 года

Hosted by uCoz